"Малхолланд Драйв""Малхолланд Драйв". Фильм Дэвида Линча
"Хорошо, что я не такой умный!"
Один из зрителей
Долго же я уговаривал всех своих товарищей составить мне компанию на просмотре нового фильма великого и ужасного Дэвида Линча (ДЛ). В ходе небольшого социологического исследования выяснилось, что никто не в курсе, что это за зверек такой - ДЛ, и где его едят. При упоминании "Шоссе в никуда" ничего не менялось, а при упоминании "Твин Пикс" - примерно половина оставалась при своем мнении, а вторая половина морщила носы и с чувством брезгливости посылала меня далеко-далёко, да и Линча за компанию... В принципе, подобной реакции я и ожидал, потому как смотреть ЭТО неподготовленному зрителю очень трудно, а порой и опасно.
Для начала - немного статистики. Итак, режиссер, как уже было сказано, главный шизоид Голливуда ДЛ. Легенды о том, что он немного не в себе подтверждают его творения. Хотя может быть перед нами - случай гениального безумия? Ведь все-таки режиссер хотел что-то донести до нас, тупых и непонятливых зрителей? Если интересно, то в ролях: Лора Херринг, Джастин Теру, Наоми Уотс. Каюсь - ничего о сих замечательных людях не знаю. Ну и конечно, я не позавидую бедным прокатчикам, которым пришлось так изгаляться, чтобы хоть как-то раскрутить СЁ. Надо признаться, что им это удалось. В рекламном буклете "Малхолланд драйв" (МД) заявлен как криминальная драма - просто великолепный и многообещающий жанр, но с ДЛ и "...Драйв" такой номер не пройдет. Очень большая часть народа (а в зале было на удивление людно) пришло посмотреть именно на криминальную драму, плюс ко всему этому они купились на рекламные слоганы типа "фильм-событие", "шокирующе" и прочее. А уж информация о том, что СЁ: "Главный претендент на Оскар 2002 (это зря, тем более он так и не достался)", "Четыре номинации на Золотой Глобус 2002 (подумаешь!)", "приз за лучшую режиссуру - Канны 2001 (кажись гонят!)" - добило обывателей окончательно и те с килограммами лапши на ушах поплелись лицезреть и удивляться. Кстати, вразумительных роликов, о чем же этот фильм, так и не сделали, да и не смогли бы (хе-хе!).
Да, кстати, ссылочка по теме: www.mulholland-drive.ru. Ожидал увидеть нечто большее, чем просто до неприличия кратенькие биографии актеров и самого Линча, и скудную фотогалерею.
Да, немного по теме... К большому плюсу картины можно отнести великолепную атмосферную музыку Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti), который, кстати говоря, является композитором всех фильмов Линча. Молодец, чувак, ибо еще в Твин Пиксе брала за душу заглавная музыкальная тема, помните? А было и еще несколько сквозных вещей, которые, органично вплетываясь в канву сюжета, брали за самое живое. Думаю, что все-таки это умение режиссера использовать нужную музыку в нужном месте.
Так о чем это я... Что-ж, придя в кинотеатр, я знал, чего ожидать от этого "сумасброда" ДЛ. И конечно же, никак не обойтись без сравнения МД с более ранними работами Линча - хоть теми же "Твин Пикс" (ТП) и "Шоссе в никуда" (ШВН). Это будет правильно, потому что Линч, как автор остался верен себе и тем традициям, заложенным им же в его же неповторимые творения. Структура фильма напоминает те же ТП и ШВН. Как и в ШВН, в МД поначалу сюжет представляет более-менее понятную, на данном этапе разумеется, криминально-детективную историю. В традиционном кинематографе все становится более или менее ясно к развязке - однако у Линча наоборот - к развязке все становится еще более запутанным, и выпутаться из этого клубка зрителю тем более труднее, если он решит вдруг посмотреть фильм еще разок. Как и в ШВН, существуют несколько чудовищно резких скачков в повествовании, после которых главная нить теряется мгновенно, и ты перестаешь понимать, что же такое происходит на экране (страшно, не правда ли?). Кстати, ТП развивается подобным же образом: поначалу - это лишь относительно мистический детектив про убийство. Но в заключительных сериях начинается некоторое любопытное действо, на современном жаргоне названное бы "глобальный чёс". Все поступки героев алогичны, они называют друг друга не так, как раньше, и вообще - видеоряд загадочен, пугающ и еще сильнее запутывает зрителя. Но, повторюсь, что это ничуть не умаляет достоинства этих фильмов - это всего лишь стиль режиссера - и нам, простым смертным, следовало бы разобраться во всей этой чертовщине, а не критиковать ее создателей.
Сюжет прост и одновременно непрост - нам рассказываются несколько параллельных историй, связанных общей темой Голливуда: главная - это об одной молодой женщине, потерявшей память, и другой, начинающей актрисе, пытающейся помочь ей в ее начинаниях. Вторая - о молодом самобытном и амбициозном режиссере, которому злобные дядьки продюсеры навязывают своих актрис на главную роль. Это то, что удалось понять. Все остальное было уже заявлено выше; и повторюсь, сюжет передать разумными словами бессмысленно - ЭТО нужно видеть. Линч апеллирует к нам, то бишь зрителям, языком образов. Кстати, что-то подобное мы могли наблюдать в легендарной картине "Pink Floyd - The Wall", сплошь и рядом состоящей из образов, воображаемой реальности, часть из которых явно не доходит до конечного потребителя. Но это проблемы зрителя, а не режиссера.
Что особенно мне нравится в стиле Линча - так это его манера снимать фильмы, балансирующие на грани юмора, зачастую абсурдного, и мистики. В "Шоссе" юмора, абсурда не было и в помине, а уж в "Твин Пиксе" им изобилует практически каждая серия. Тем самым режиссер пытается немного отвлечь зрителя от напряжения, от основной линии повествования, криминальной и тяжкой, и повеселить его. Считаю это просто гениальной находкой. Та несерьезность и полушутливость, напоминающая комедии, с которой герои (всего некоторое время назад бывшие обычными) совершают некоторые поступки, заставляла громко и непринужденно хохотать весь зал.
Что ж, пожалуй, хватит разных эпитетов про это, несомненно, замечательное кино, но одновременно пугающее и скандальное (ДЛ просто обожает поскандалить - в ШВН главная героиня была занята съемкой в порнофильмах - где и засветился Мэрилин Мэнсон - здесь же показана лесбийская любовь во всех своих проявлениях. Ну уж простим это Линчу, ну любит мужик поскандалить, и все тут!), веселое и страшное, простое и замороченное. Лучше проследите своими иллюминаторами за неторопливым (2,5 часа) развитием сюжета, неожиданной несуществующей развязкой и оцените всю силу и глубину таланта Дэвида Линча (создающего поистине завораживающее авторское кино), мастерство, мировоззрение и философию которого нам так, наверно, и не удастся понять.
Автор: shogun 04/10/02, 14:27
nick:
смотрел. понравилась сцена, где мужик в косухе пиздит толстую тётку. ржал. [07/10/02, 00:00]
pet:
Считаю фильм «Малхолланд Драйв» очень интересным и необычным, а кто его засирает, видимо, еще не дорос до состояния мыслить и находится на стадии дибилизма. [28/02/04, 23:55]
Xelan:
2pet: Всё сказал? Или ещё что-то есть?.. :) [29/02/04, 01:43]
Борис:
мне похер чужое мнение. Считаю величайшим искусством этот фильм. я поражен. [22/06/05, 23:05]
потерянное_неб:
я давно еще посмотрела сей фильм и с удовольствием :) правда , видимо, «не доросши» еще к тому моменту, начала искать «ключи и расшифровки» к некоторым моментам. в ходе поисков выяснилось, что сам ДЛ не знал, к какому «логичному завершению» все должно было прийти.. и посему вместо обещанной разгадки через год замолк навсегда))) [24/06/05, 15:49]
Natashka:
Знаете-ли, все же любая «вещь» чего-то стоит, а, если подумать, хороших вещей с каждым годом, если не чаще, становиться все меньше...Вам не кажется , что надо учиться ценить то, что действительно является «вещью»? [15/12/05, 13:42]
Оставьте свои комментарии к этой статье. Нам интересно ваше мнение.
|