Экспозиция «Залежи: Кирпичи. Бильжо» открывается в Донской столице 11 октября. Из названия выставки следует, что основными экспонатами станут простые кирпичи. Хотя как раз о простоте можно и поспорить. Все-таки старинные, несущие на себе печать истории и ауру эпохи параллелепипеды – это уже не просто материал для кладки, а нечто большее – то ли произведение искусства, то ли то, что среди современных художников принято называть «арт-объектом».
У каждого из почти 80 экспонатов – своя история. Все кирпичи изготовлены в конце XIX — начале XX. И являются наследием времен трех империй – Российской, Австро-Венгерской и Британской. Собрал столь внушительную коллекцию Роман Бочарников. География сбора винтажного кирпича довольно обширна и насчитывает больше десятка городов: наиболее интересные артефакты извлечены из «анналов» Петербурга, Лондона, Львова, Сухума. Но все же основная часть коллекции – местного происхождения: Ростов, Новочеркасск, Таганрог.
Наиболее интересные из ростовских экземпляров кирпичей найдены в Нахичевани, в амбарах Максимова (ошибочно именуемых в народе «Парамоновскими складами»), близ дома купца Панина, особняка барона Врангеля.
Причем тут известный телеведущий и художник Андрей Бильжо, чье имя вынесено в название, пояснили организатор – креативное бюро «Нерж» и куратор выставки – Сергей Номерков. Оказывается, концептуально экспонаты выставки будут помещены в антураж палаты лечебного заведения, где обычно успокаивают расстроенную нервную систему. Потому и был привлечен к участию в выставке известный «врач-мозговед».
Выставку винтажных кирпичей можно рассматривать с разных точек зрения. Например, как элемент практического краеведения. Сейчас, сожалению, очень многие дома, интересные и с исторической, и с архитектурной точки зрения, сносятся в угоду новостройкам. Так чем собирание частичек здания, уходящего в небытие хуже того же собирания старинных фотографий этого строения?
Хотя организаторы выставки смотрят на нее все же иначе.
- Целью выставки является не проведение мероприятия с краеведческим уклоном, но представление кирпича как созерцаемой субстанции, заключающей в себе сущность арт-объекта, — объяснил Сергей Номерков.
В любом случае, свое собственное представление о смысле и цели экспозиции можно будет составить, посетив Галерею «М» начиная с 11 октября. |